intergidru@yandex.ru
+7 (495) 502-41-50
Мы на связи с 10 до 21
Суздаль - старинный город-музей, донесший до наших дней величие и богатство русской архитектуры и культуры. Что ни сооружение, то исторический памятник: это и Суздальский кремль, и Спасо-Евфимиев мужской монастырь, и Рождественский собор… А сколько церквей! В городе жизнь течет неспешно, патриархально, но это и придает ему особое очарование. Суздальские прогулки понравятся и романтикам, и любителям истории, и паломникам.
Первое упоминание в летописи Суздаля относится к 1024 году. Основан во время великого княжения Ярослава Мудрого, после смерти которого эти земли унаследовал его сын, Всеволод Ярославович, далее вотчина отошла к его сыну - Владимиру Мономаху, он и построил в городе первый христианский собор - Успенский, до наших дней не сохранившийся. Далее Суздалем правили сын Мономаха Юрий Долгорукий, возведший вокруг города земляные укрепления с тремя въездами, внук Мономаха Андрей Боголюбский, убитый в результате заговора суздальских бояр, его брат Всеволод Большое Гнездо и ряд менее известных князей. Во время монголо-татарского нашествия город был сожжен и отстроился заново уже в эпоху ига. В это время Суздаль становится центром христианства. Активно возводятся монастыри, часть из которых действуют до сих пор. В 1392г. город перешел под власть московского княжества и перестал играть самостоятельную роль в русской истории.
К началу 16 в. Суздаль становится местом ссылки попавших в опалу боярских родов. Обычно ссылка означала заточение в монастырь, а монастырей вокруг города и в нем самом было понастроено немало, недаром Суздаль оставался центром религиозной жизни Руси. В это же время происходил активный рост городского населения, посад обрастал ремесленными слободами.
Смутное время не обошло Суздаль стороной. Вообще первая половина 17в., видимо, самое тяжелое время в истории города: его дважды осаждают и захватывают польско-литовские интервенты, население преследуют пожары и неурожаи, атакуют крымские татары, свирепствует чума, а в довершение всех бед Суздаль, как часть приданого дочери князя Михаила (первого Романова) Ирины, отдают во владение датскому королевичу Вольдемару Гольштинскому. Благо суздальский князь Дмитрий Пожарский с дружиной и ополчением Минина положил конец смутному времени.
Со времен административных реформ Петра 1 Суздаль последовательно побывал уездным городом Московской губернии, центром удельной провинции, уездным городом Владимирской губернии, коим до сих пор и является, но в современном варианте уезды стали райцентрами. Во второй половине 20 столетия Суздаль обрел новый статус - город-музей, где по сей день бережно хранятся памятники и предания седой старины. Именно в это время была, взамен древней, еще мощеной булыжником, петляющей между деревень, дороги из Владимира, выстроено современное шоссе, значительно облегчившее проезд и местных жителей, и многочисленных туристов.
Добраться до Суздаля от столицы можно различными способами, самый скоростной и живописный - на автомобиле, по Горьковскому шоссе, минуя Владимир, впрочем, и без посещения областного центра по дороге встречается много достопримечательностей в маленьких городках Покров, Петушки, Лакинск и знаменитое Боголюбово - первый каменный город Руси.
В наши дни Суздаль входит в состав историко-художественного и архитектурного музея-заповедника с названием, которое носило когда-то одноименное княжество - Владимиро-Суздальский. Все сохранившиеся в городе архитектурные и исторические памятники относятся к заповеднику. В первую очередь, это суздальский Кремль.
Кремль - исторический центр города, за периметром которого когда-то помещалась вся жилая его часть. Впервые упоминается в летописи в 1024г. Расположен в излучине реки Каменка, в южной части современного города. Изначально был бревенчато-земляным укреплением. Вначале 18в. все деревянные строения сгорели при пожаре. К архитектурному ансамблю суздальского кремля относятся сохранившиеся до наших дней Рождественский собор 13в. постройки, Архиерейские палаты, строящиеся и перестраивымые в течение двух веков: с 15 по 18 и Никольская церковь конца 18в.
Город богат также множеством монастырских ансамблей. Среди них Спасо-Евфимиев мужской монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля, первоначально использовался еще и в качестве военного укрепления. Монастырь включен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Именно здесь расположена могила князя Дмитрия Пожарского.
Покровский женский монастырь долгое время был местом заточения родовитых узниц. Здесь окончили свои земные дни дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина и другие. Остальные архитектурные памятники древнего Суздаля классифицируются ансамблями вокруг площадей, где расположены. К ансамблю Торговой площади относятся Торговые ряды (1806-1811, арх. А.Вершинский), Церковь Воскресения (1732), Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1739), Церковь Константина и Елены (Цареконстантиновская) (1707), Церковь Всех Скорбящих (1750-1787), Церковь Входа Господня в Иерусалим (1702-1707) и Церковь Параскевы. Пятницы (1772).
Заречная сторона города также богата своими памятниками, главным образом культовыми строениями - церквями. Ансамбль заречной стороны включает в себя Церковь Знамения на Мжаре (1749), Церковь Ризоположения на Мжаре (1777), Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне (1747), Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе (1758), Церковь Богоявления в Кожевенной слободе (1775), Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кожевенной слободе (1703), Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (конец XVII в.), Церковь Святого Николая у Покровского монастыря (1712) и Церковь Петра и Павла у Покровского монастыря (1699).
Кроме самого города в окружающих деревнях и селах сохранились собственные памятниковые ансамбли. Следует выделить живописные села Коровники, Михали и Ивановское.
Для удобства ознакомления с таким множеством историко-архитектурных памятников, местные краеведы проложили несколько наиболее удобных пеших маршрутов по древнему городу. Маршруты созданы на основе многолетних путешествий в Суздаль и ориентированы на туристов, имеющих в запасе достаточно времени для осмотра достопримечательностей.
Первый пешеходный маршрут, рассчитанный на однодневное ознакомительное посещение города, начинается от Кремля и пролегает через ансамбль Торговой площади, Ризоположенский монастырь, один из древнейших в России, Покровский монастырь, Спасо-Евфимиев монастырь, Посадский дом и обратно - к Торговой площади по центральной улице.
Существует еще целый ряд маршрутов ознакомления с историей Суздаля, один из них, несомненно, понравится туристам, желающим детально познакомиться с красотами города, совершив романтическую прогулку по тихим, мало наполненным туристами, улицам.
В небольшом по современным меркам древнем городе есть несколько наилучших точек обзора и фотографирования панорамы старой его части. Прежде всего, это колокольни монастырских соборов Васильевского монастыря и Воскресенской церкви на торговой площади. Еще одна точка обзора, откуда открывается наилучший вид на Покровский монастырь и одноименную слободу находится у Спасо-Евфимиева монастыря, на высоком берегу Каменки.
Необыкновенно красивые виды города открываются объективам фотоаппаратов и с вершины крепостных валов Кремля. Это, своего рода, тоже смотровая площадка, прогуливаясь по которой можно представить себя стоящим в карауле и всматривающимся вдаль в чутком ожидании приближающегося врага.
Таков он, современный Суздаль - город - музей, посетить который нужно хотя бы потому, что здесь княжествовал и нашел вечное упокоение один из первых героев страны, сохранивший вместе с соратниками веру и государственность - Дмитрий Пожарский.