intergidru@yandex.ru
+7 (495) 502-41-50
Мы на связи с 10 до 21
В Перу, как в никакой другой латиноамериканской стране, сохранились места, в которых до сих пор сильны древние традиции, и местное население продолжает жить по законам своих индейских предков. Конечно же, в этой стране есть и огромные мегаполисы, где цивилизация укоренилась достаточно прочно, и быстрыми темпами развиваются промышленность и экономика. Однако есть города, в которых время как будто остановилось, именно здесь можно максимально полно ощутить атмосферу прошлого, близко познакомиться с культурой и обычаями коренных жителей Южной Америки.
К таким поселениям можно с уверенностью отнести Пуно - небольшой город, расположенный на берегу всемирно известного озера Титикака. Подавляющую часть его населения составляют местные индейцы аймара и кечуа, которые, как и в далёкие времена, продолжают вести спокойный образ жизни, занимаются сельским хозяйством и ремёслами. Некоторые из них не говорят по-испански, поэтому самым распространённым здесь является наречие кечуа. Впрочем, это не мешает местному населению активно контактировать с гостями города, продавая им сувениры и другие ремесленные изделия, так как основным источником дохода для многих жителей Пуно является именно туризм.
Ежегодно в городок съезжаются толпы туристов, желающих духовно обогатиться, изучая древнюю культуру местных аборигенов и осматривая старинные достопримечательности этой местности. Одной из самых популярных достопримечательностей Пуно, которая не имеет отношения к деятельности человека, является озеро Титикака - крупнейшее в мире озеро, расположенное в горах. Его глубина, составляющая в среднем 140-180 м, достаточна для того, чтобы оно было судоходным. Максимальная глубина Титикака достигает 300 м.
Это высокогорное озеро, находящееся на высоте 3,8 тыс. м над уровнем моря, раскинулось на территории около 8,3 тыс. км2. Имея важнейшее значение в торговой жизни Пуно, оно не слишком пригодно для купания, так как температура его воды слишком низкая. В любое время года она не поднимается выше +12 С, у берегов вода даже замерзает по ночам. Причиной тому 25 ледяных горных рек, стекающих с вершин и не дающих воде Титикака прогреться. Из озера вытекает лишь одна река, называемая Десагуадеро. Это озеро является национальным заповедником Перу, так как в его водах обитает целый ряд редких видов животных.
По поверхности Титикака разбросано около 40 островов. Среди них есть участки суши естественного происхождения, на большинстве из которых живут местные индейцы, а также искусственные острова, сооружённые местным населением из тростника. Такие острова называются Урос, каждый из них служит домом для нескольких индейских семей. Нижние тростниковые слои этих островов постоянно размываются водой, а верхние периодически обновляются их хозяевами. Живут обитатели Урос в хижинах, также построенных из тростника, а перемещаются по озеру на самодельных лодках.
С озером Титикака и городом Пуно связано множество древних легенд. Так считается, что именно здесь зародилась народность инков. По преданию из вод этого озера вышли основатели инкской цивилизации Манко Капак и его возлюбленная Мама Окльо. Также ходят слухи о том, что глубины Титикака скрывают в себе сокровище храма Солнца - золотую цепь инка Аскара весом около 2 кг. Эта цепь была сброшена на дно озера, когда испанские завоеватели наступали на город Куско, находящийся недалеко от Титикака.
Вообще первыми племенами, жившими на территории Пуно, были индейцы аймара, чья культура, получившая название Путина, была самой значимой в развитии цивилизации доинкского периода. Также здесь проживали племена кечуа и уро. Последний представитель племени уро, к сожалению, умер ещё 1959 году. В XVI столетии территория, на которой сейчас стоит Пуно, подверглась нападению испанских завоевателей. Их интересовали прежде всего залежи серебра и золота, находящиеся в этом регионе. Особо ожесточённая борьба велась за богатейшую шахту Лайкакота.
Чтобы как-то уменьшить накал борьбы, эти места посетил вице-король Испании Фернандес де Кастро, граф де Лемос. Он и основал здесь 4 октября 1668 года город, названный Сан Хуан Батисто де Пуно. Позже он назывался Сан Карлос де Пуно и, наконец, был переименован в Пуно. Долгое время город считался одним из богатейших в стране благодаря обширным залежам серебра, находящимся в его окрестностях. Однако сейчас Пуно уже утратил своё первоначальное значение.
Несмотря на кажущуюся провинциальность и отсталость этого города, он тем не менее является административным и культурным центром департамента Пуно. Город играет серьёзную роль в торговой деятельности страны, так как именно через него проходят основные экспортно-импортные торговые маршруты в Боливию. Кроме сельского хозяйства, здесь развита лёгкая промышленность, а также судостроение.
В городе находится и важнейший транспортный узел региона. Пуно соединяется железной дорогой с крупными городами Куско и Арекипа, через него проложены автотрассы, связывающие его с основными департаментами Перу. Кроме того, в окрестностях города находится аэропорт "Инка-Манко-Капак".
Для посещения Пуно и его окрестностей необходимо выбрать подходящий сезон, так как погода в этом высокогорном регионе довольно прохладна и не всегда благоприятна для прогулок. Наилучшее время для визита в город - конец мая - начало октября. Это зимнее время отличается наибольшим количеством ясных и солнечных дней, средняя дневная температура составляет +15 С. Ночи достаточно холодные, в это время суток столбик термометра может опуститься ниже 0 С. Наибольшее количество осадков выпадает летом, с декабря по февраль. Хотя температура в это в время года более высокая и превышает +20 С, этот сезон не считается удачным для приезда в Пуно.
Сам город, как и его окрестности, полон исторических памятников разных периодов, начиная от древнеиндейского заканчивая колониальной эпохой. Кафедральный собор, находящийся на главной площади Пуно, построен в XVII веке Симоном де Астра. Это величественное здание представляет собой гармоничное смешение стиля барокко с перуанскими национальными мотивами. До наших дней в городе сохранился особняк, являвшийся резиденцией вице-короля, графа де Лемоса.
Узнать об истории города во всех подробностях можно в Муниципальном музее Дрейер, где собрана коллекция предметов быта, украшений, керамических изделий доинкской и инкской культур, а также хранятся исторические документы об основании Пуно. На территории города недалеко от центральной площади расположен холм Уахсапата, на котором находится памятник первому инку - Манко Капаку. Эта возвышенность служит отличной смотровой площадкой, с которой открывается прекрасный вид на весь город и озеро Титикака. Наиболее поздним памятником архитектуры Пуно является арка Деустуа, построенная в честь воинов, сражавшихся за освобождение Перу от колониального гнёта Испании.
Окрестности города примечательны разнообразными памятниками древнеиндейской культуры. На берегу озера Умайо расположено кладбище индейцев аймара Силюстани. Его особенностью является то, что захоронения построены в виде башен, называемых "чульпас". Они были возведены в эпоху царства Колья, которое возникло раньше Империи инков. Чульпас были предназначены только для семей знати, по мнению индейцев, они обеспечивали возрождение после смерти. Именно поэтому умерших мумифицировали и укладывали в позе эмбриона. На стенах башен можно во множестве найти изображения ящериц, которые являлись символом возрождения. В могилы вкладывались предметы быта, одежда и даже еда, в общем всё то, что могло бы пригодиться в новой жизни. Отверстия башен были направлены строго на восток, что также, согласно верованиям аймара, способствовало началу новой жизни.
Ещё одним свидетелем развития индейской цивилизации является деревня Чукито в 18 км от Пуно. Она выстроена на месте поселения инков. Кроме католических церквей Сан-Доминго и Нуестра-Синьора-де-ла-Асунсьон, здесь расположены руины храма "Изобилия" инков. Множество скульптур в виде фаллоса свидетельствует о том, что здесь в древности поклонялись богу плодородия.
Не менее увлекательной будет и экскурсия по самым крупным островам озера Титикака. Их жители сохранили до наших дней традиционный жизненный уклад и древние традиции.