intergidru@yandex.ru
+7 (495) 502-41-50
Мы на связи с 10 до 21
Один из самых красивых и романтичных городов Италии - это, несомненно, Венеция. Заложена она была еще в пятом веке, на болотистых островах венецианского залива. Это единственный город в мире, полностью построенный на воде. Располагается Венеция на 118 островочках, разделенных между собою 150 каналами. Соединяются эти островки мостами, число которых едва не достигает 400, а роль общественного транспорта в этом сказочном городе играют лодки, водные трамвайчики, катерки и, конечно, прославленные гондолы. Есть, правда и более современная часть города, которая находится на твердой, надежной суше. Сердцем Венеции, конечно, является площадь Сан Марко. Именно здесь находятся такие памятники истории и архитектуры, как Дворец Дожей, Базилика Святого Марка, Кампанилла, то-есть колокольня того же св. Марка, Часовая башня и дома старой и новой Магистратуры.
Базилика св. Марка была построена в девятом веке и с вот этого-то момента и началась история одноименной площади. Многократно перестраиваемая, свой нынешний вид она обрела только к началу восемнадцатого столетия, ведь именно тогда площадь вымостили серым камнем, убрав старую мостовую из красного кирпича.
Площадь Сан Марко всегда была местом для самых торжественных мероприятий в Венеции, например, именно там, в день Вознесения Христова проходила торжественная церемония "обручения с морем", призванная отвести от города угрозу затопления, постоянно нависающую над ним, как дамоклов меч. Удивительная архитектура отличает базилику св. Марка. Как и площадь, она носит имя евангелиста, останки которого были перевезены сюда в девятом веке из Александрии. Тогдашний дож Венеции, Густиниано Партисиппасьо построил костел, чтобы упокоить там святую реликвию, но в следующем веке костел сгорел, и только в конце одиннадцатого века на его месте выросло та базилика, которую мы и можем сейчас видеть. Построенная в форме греческого креста, она опоясана галереями, которые предназначались для женщин, так как по древним обычаям, дошедшим сюда с востока, женщины не имели права находиться в общем помещении. В базилике находится бесценный раритет, одна из вершин византийского ювелирного искусства , Pala d’Oro, Златой алтарь. Этот алтарь был создан в девятом веке из золота и эмали, и инкрустирован драгоценными каменьями. Есть там и богатейшая сокровищница, в которой можно полюбоваться уникальным собранием ювелирных изделий той же византийской работы. Да и сама базилика по праву называется Basilica d’Or, Золотой базиликой, так как арки и потолок этой, облицованной мрамором святыни, украшены золотыми мозаиками.
Вдоволь налюбовавшись роскошью византийского искусства, можно поднять свой взгляд вверх, чтобы внимательно рассмотреть еще один удивительный памятник архитектуры - Часовую башню. Спроектированная в 1496 году, она строилась на протяжении десяти лет. Гигантские часы показывают не только часы и минуты, но и времена года, фазы Луны и даже положение Солнца в зодиаке. На самой верхушке башни находятся две фигуры мавров, которые отбивают каждый текущий час. Над циферблатом расположился Лев святого Марка. А под ним - Мадонна со Святым Младенцем. Те из туристов, кому посчастливилось посетить Венецию в праздник Благовещения, смогут увидеть еще и фигурки трех волхвов, которые появляются только на неделю.
Кампанилла, высота котрой составляет 98,6 метра, построена в 1902 году и является точной копией башни, с которой еще сам Галилей смотрел в телескоп. Тогда эта башня исполняла множественные функции - от маяка, до фантастических размеров подставки для флюгера, ведь от направления силы ветров напрямую зависела жизнь венецианцев. Сейчас же с ее вершины можно полюбоваться великолепным видом на город.
Одной из драгоценностей в короне Венеции, безусловно, является Дворец Дожей. Этот дворец, воздвигнутый в четырнадцатом веке, был резиденцией дожей, а во время Венецианской республики - зданием правительства. Дворец Дожей построен в виде замкнутого ансамбля розового мрамора. Над его созданием трудились самые выдающиеся архитекторы, скульпторы, и художники Италии, ведь он должен был символизировать все могущество Венеции.
В сам ансамбль можно пройти через Porta della Carta, главные ворота. Первое, что бросается в глаза - это Scala dei Giganti, то есть Лестница Гигантов, на которой, еще начиная с пятнадцатого века, проходили коронации дожей. Дворец со стороны набережной и небольшой Piazzetty di San Marco по двум нижним уровням украшен своеобразными балконами, а выше них стены облицованы двуцветным каменными плитами. Все это великолепие венчает ажурная аттика. То крыло дворца, которое тянется параллельно каналу, соединяет Мост Вздохов со зданием новой тюрьмы. Сейчас в дворцовом ансамбле находится Museo dell’Opera, а кроме того, там можно посмотреть и другие дворцовые залы, украшенные фресками Веронезе и Тинторетто. Первый этаж Дворца Дожей, как уже было сказано, соединен со зданием тюрьмы. Мост Вздохов, по которому раньше проводили узников, был построен в 1614 году. В нем имеется два отдельных коридора, в которые открыт доступ для посетителей Дворца Дожей. Этот мост, Ponte dei Sospiri, являющийся одним из самых известных достопримечательностей Венеции, обязан своей славой не столько своей сложной архитектуре, сколько многочисленным писателям девятнадцатого века. Считается, что свое название он получил, благодаря осужденным, которые тяжко вздыхая, проходили его коридорами. Местная легенда гласит, что поцеловавшись под мостом, возлюбленные гарантируют себе любовь до гроба.
Уже упоминавшаяся Piazzetta di San Marco, скромно притулилась между набережной канала Св. Марко и одноименной площадью. Известна эта небольшая площадь тем, что именно оттуда наблюдали за казнями, проходившими между двумя колоннами установленными поблизости.
Говоря о Венеции нельзя не коснуться ее прославленных каналов. И один из них - это Canal Grande, который тянется через город на протяжении 3,8 км и соединяет венецианский залив с каналом святого Марка у Piazzetta di San Marco. Этот канал, построеннный еще в пятнадцатом веке, разделяет город на две части, соединенные тремя мостами: Ponte di Rialto, Ponte degli Scalci и Ponte dell’Accedemia. Именно вдоль канала была сосредоточена вся торговля Венеции, пока порт не был перенесен в район площади святого Марка. Именно с того времени канал превратился в простое развлечение для туристов, состоящее из катания на речном трамвайчике Vapoletto или плавания на гондоле. Глубина этого канала всего шесть метров, а ширина варьируется от тридцати до шестидесяти. Над этим каналом находится базилика Santa Maria della Salute. Возводили ее по обету, после окончания эпидемии чумы, согласно с декретом венецианского сената. Строилась базилика с 1631 по1681, а ее освящение произошло аж в 1687 году. Ее восьмиугольник, окруженный аркадами и увенчанный куполом, состоит из шести часовен и представляет собой яркий пример венецианского барокко. Внутри часовен можно увидеть фрески таких великих мастеров, как Тициан или Джакобо Тинторетто.
Ежегодно, 21 ноября, от площади святого Марка до Santa Maria della Salute проходит торжественная процессия, в знак вечной благодарности за спасение города от чумы.
Конечно, надо обязательно упомянуть о Ca’d’Oro выстроенного в 1430 году по заказу одного из самых богатых на то время в венецианских купцов. Сначала дом действительно был покрыт золотыми пластинками, что и дало ему название - золотой. Это один из изумительных примеров, так называемой пламенеющей готики. Этот уникальный дворец поменял многих хозяев и лишь в девятнадцатом веке, когда его приобрел барон Франчетти, там был проведен капитальный ремонт. В 1915 году барон подарил этот палаццо, вместе с великолепной коллекцией произведений искусства городу. Теперь там находится известная всему миру Галерея Франчетти. Коль речь зашла о галереях то, конечно, нельзя не посетить Gallerie dell’Accademica, в которой находится самая богатая в мире выставка картин, включающая в себя произведения, принадлежащие кисти таких гениев, как Манттеньи, Тинторетто, Беллини, Джорджоне, Карпаччо, Тициана, Веронезе. Экспозиция музея выстроена по хронологии, что очень удобно для осмотра.
Но не следует забывать, что Венеция - город, находящийся на островах, и один из них - это остров Мурано. Находится этот островок в 10 минутах пути от Венеции, и сам в свою очередь состоит из крошечных островков, разделенных каналами. Этот островок населен еще с очень старых времен, да и сейчас на его крошечной площади, составляющей пять квадратных километров, проживают около восьми тысяч человек. Со времени освоения острова и осталась римская базилика Santa Maria e Donato, известная как своими богатыми мозаиками, так и атмосферой тайны, царящей в внутри базилики.
В конце восемнадцатого века в Мурано началось производство знаменитого венецианского стекла, так как все фабрики по его производству были перенесены сюда из Венеции в страхе перед пожаром. Так же, как и Мурано, на севере от Венеции лежит остров Бурано. Этот остров известен своим кружевом, а так же ярко раскрашенными домами. Здесь можно посетить музей кружева и полюбоваться на его экспозицию, состоящую из 68 тысяч экспонатов. Кроме того, можно зайти в одну их многочисленных тратторий и попробовать бокал местного легкого вина. Не стоит удивляться несколько странному прозвищу острова: - Остров кривой башни. Действительно, таковая здесь имеется, и это - колокольня костела святого Мартина, стоящая немного наклонно.
Туристов притягивает и остров Сан-Джорджо с его костелом San Giorgio Maggiore, построенным в 1610 году. Там, в белом фасаде изукрашенным полуколоннами, стоят статуи святого Георгия, святого Стефана и дожей Венеции. Внутри же находятся усыпальницы этих дожей, а также картины мастеров эпохи Ренессанса, таких, как Тинторетто.
Еще один из островов, которые рекомендуется посетить - это остров Торселло. Несмотря на то, что этот остров малонаселен, он является одним из самых любопытных из венецианских островов. На ней находится византийский храм седьмого века, украшенный средневековой мозаикой, среди которых такие памятники искусства, как Пречистая Дева Мария в апсиде и страшный суд, занимающий всю западную стену.
В венецианской архитектуре интересно то, что собственно площадей в нашем понимании этого слова там очень мало. И площадь святого Марка является тем самым исключением, подтверждающим правило. А оно таково, что традиционно, в целях безопасности, площади Венеции по своим размерам скорее напоминают наши скверики, а ажурные строения, кружевные лоджии и огромные окна только подчеркивают легкость всего ансамбля. Еще одной, типично венецианской особенностью, являются внутренние дворики, а особенно колодцы, находящиеся в них, исполненные из резного мрамора или бронзы. Еще одним украшения служат ступени, (Scala) ведущие на веранды или террасы, сами по себе уже являющиеся произведением искусства.
И, конечно, нельзя обойти упоминанием знаменитый венецианский карнавал. Проходящий перед великим постом, а слово "карнавал" и обозначает "прощание с мясом", он ведет происхождение от римских сатурналий. Кажется, что в Венецию собрались гости со всей Европы: разноязыкий гомон, смех - карнавал живет буйной, слегка непонятной жизнью, и заражает всех своим неуправляемым весельем. Можно встретить как традиционные маски "комедии дель арте", такие как известные всем Арлекин, Коломбина, Пьеро, так и старинные карнавальные костюмы периода средних веков, которые немного пугают своей необычностью и загадочностью. И, конечно, город заполнен цыганками и пиратами, мелькает в толпе домино, ведут хоровод вообще уж загадочные персонажи. Венеция вся кипит и искрится, радуется и смеется. Но карнавал проходит, костюмы спрятаны до следующего раза и Венеция, жемчужина Италии снова спокойно глядится в зеркало своих каналов.